Земское обозрение
Самый свободный ныне и всегда
Какое образование следует признавать "верхним"? Содержание такого, казалось бы, ясного понятая, как «высшее образование», в последние десятилетия меняется. Вместо всего лишь сотен учёных людей на весь «цивилизованный мир» доступ к высшему образованию получили десятки миллионов на пяти континентах. Часть обществ - японское и некоторые европейские - на пути к всеобщему высшему образованию. Обучение становится все больше непрерывным и зачастую отдаляющимся от вуза или научного руководителя процессом. При этом общепризнанным становится общее снижение уровня образованности обществ «цивилизованных стран» - США прежде всего, но и Европы.
Увеличивается разрыв между процессами поиска нового и обучением уже найденному. Знания, став непосредственной производительной силой, разделились не только по сферам приложения ума, но и на научные школы, сравнительная ценность которых может оспариваться
Естественные науки поделены на фундаментальную часть, где обмен знаниями между учёными разных стран интенсивен, и на прикладную, где всё засекречено rocударственной или ещё сильнее коммерческой тайной. Гуманитарные науки стали сначала разделом политики, а ныне превращаются в войсковые подразделения идеологических армий.
В мире предложено и экспериментально испытывается множество методик преодоления накопившихся противоречий в системе воспроизводства культуры. Ни одна пока не подтвердила свою успешность.
Наверное, потому, что успехи или провалы высшей школы каждого национального общества, как его элемента, не очевидны на фоне достижений или неудач общества в целом и государства.
Реформа высшего образования в России двигается полным ходом, а споры о направлении движения разгораются. Какое место в мировом образовательном процессе займёт старейший саратовский вуз - классический университет?
Мы беседуем с проректором по воспитательной работе и общественным связям СГУ Владимиром Алексеевичем МИТРОХИНЫМ.
– Чему главному следует учить студентов? Всех, независимо от специальности?
– Новые требования к образованию меняются с каждым поколением. Главное, по-моему, научить быстрой адаптации к меняющимся условиям профессиональной и шире - жизнедеятельности. Преклоняю голову перед советской системой высшего образования, сумевшей за несколько десятилетий создать новую элиту (после того, как в революции уничтожили предыдущую). В первую очередь, элитой стала техническая интеллигенция, лучшие на мировом уровне специалисты. Они в целом неплохо пережили перестройку, нашли достойное место в новой России, да и на Западе ценятся.
Гуманитарная подготовка советских студентов, к сожалению, в большой мере основывалась на партийной схоластике. Неподготовленность к восприятию неоднозначных идей, ориентация на спорные постулаты привела нас к потере великой страны. Сначала в мозгах, а в 1989-91 годах и наяву. Если система высшего образования не сможет дать студентам ясные идейные ориентиры - не догму, а методологию обоснованного выбора - потеряем и Россию. Ведь российское государство, не секрет, является (наряду с Китаем) препятствием мировой колонизаторской деятельности, глобалистскому проекту. Поэтому я, как гуманитарий, придаю исключительное значение повышению качества гуманитарного высшего образования. Это будущее страны.
- Слышал от вас известные слова Конфуция - о том, что не дай Бог жить во время перемен. Так получилось, что нам это довелось. На что опереться, если всё размыто?
Очевидно на базовые ценности. Основными для нас являются отношения к матери и отцу, к России, к тем, кто идёт за тобой. Это твёрдая опора на болотистой тропе для нас, это мы должны привить студентам. Ведь и задача государственного вуза –готовить специалистов для нашей страны, а не начинять знаниями будущего эмигранта в США, верно?
– В чём уникальность СГУ? Почему событиям его внутренней жизни становятся предметом обсуждения всего Саратова, а подобные же в других вузах остаются незамеченными?
Университет вместе с другими вузами (большинство из которых отпочковались в своё время от СГУ, и в этом, тоже его уникальность) делает город привлекательным, молодым, "студенческим". Можно по разному относиться к тому или иному руководству университета за его многолетнюю историю оно сменилось множество раз, но никто не может оспорить очевидного факта: Саратовский государственный университет является ценностью Саратова, среди множества саратовских брендов - известен во всем мире.
Значение университета, кроме других аспектов, ещё и в том, что, СГУ является хранителем традиционных устоев и уклада университетской жизни. Система управления у нас такова, что - не в обиду другим – более открытого, демократичного обсуждения любых насущных проблем нет ни в одном вузе.
Сохранение внутренней демократии для нас архиважно. Ни одно серьёзное решение не принималось и не будет принято без согласования с Учёным советом. Волюнтаристских, диктаторских методов СГУ терпеть не может и не будет. Речь идёт не только о взаимодействии внутри высшего звена управления - на уровне институтов, факультетов, Учёного совета, но и шире, о самоуправления, на всех уровнях, включая студенческое.
То, что внутри коллектива время от времени возникают конфликты, в силу естественного столкновения интересов тех или иных научных школ, представителей разных структурных подразделений - это, на мой взгляд, сильная сторона вуза. "Заглаживать" ситуацию, стремиться кулуарно подавить конфликт до его естественного развития и снятия противоречий было бы неправильно.
– Понимаю, что Вы как университетский человек стремитесь к тому, чтобы будущее СГУ определялось внутри него. Но СГУ так или иначе включён в городскую жизнь, недоброжелатели имеются - как без них? Кто-то надеется, ослабив университет, получить политические или кадровые дивиденды. Да и конкуренцию никто не отменял, а не секрет, что скоро число выпускников школ практически сравняется.
– Конкуренция? Ваш намёк отвергаю. Не в традициях высшей школы ослаблять соперника подлыми методами. Да и большая часть ректоров сapатовских вузов — наши выпускники. Кстати, они в Саратове повсюду, и на достойных постах. В конкурентном соревновании позиции СГУ надёжны, конкурсы на всех специальностях. С гордостью могу сказать - нас умеют учить, дают достойное образование.
Госуниверситет всегда налаживал хорошие отношения со властью - говорю не о личностях, а о необходимости удовлетворять потребности общества, выполняя государственный заказ на качественное образование. Сильная власть в России - залог развития.
Неадекватная, слабая, неуверенная в себе власть ведёт к дезинтеграции всего общества и, в частности, системы высшего образования. Мы живём на земле. В СГУ, как в капле воды, отражаются все трудности экономического и политического развития области. Иногда эти следы можно увидеть лишь спектрометром, а в периоды конфликтов - невооружённым специальными приборами глазом. И нынешняя конфигурация конфликта между "лево-правой" оппозиций и единороссовским большинством в думе г. Саратова, к сожалению, приводит к тому, что СГУ "хотят раскачать". У тех, кто агрессивно ведет себя городском политическом ландшафте, есть намерение усилить своё влияние,
СГУ как старейший вуз области всегда был на стороне той или иной, политической силы, оставался и объектом, и субъектом политического процесса. С моей точки зрения, это было правильно, верно и сейчас – оставаться на обочине для будущего. СГУ опасно, да и неконструктивно. Ведь СГУ мощный интеллектуальный центр, в котором свободно присутствует всё разнообразие мнений – это прекрасно.
Но при этом университет партнёр партии «Единая Россия", потому что эта партия нацелена на созидание, и это единственная партия, оказывающая университету реальную помощь. Вячеслав Викторович Володин является председателем Попечительского совета СГУ. Не могу не воспользоваться случаем и; публично выражаю ему благодарность за неустанное внимание к нуждам образования.
- Свобода реализуется во взаимодействии независимых личностей. Разве возможна свобода внутри какой-то административной единицы - будь то завод, торговая фирма, банк или учебное заведшие?
-Как представитель разностороннего университетского сообщества, унификацию, подгонку всего и вся под единый стандарт ненавижу, боролся и буду, бороться с этим всегда.
Но нужно уметь среди множества мнений отбирать то, что необходимо сегодня, что несёт благо. Отбирать и ставить во главу угла, опираясь на него, двигаться дальше.
Именно такой подход, то есть сама по себе возможность сделать правильный выбор дает возможность развития. Ложный, неверный выбор ведёт в тупик, отсутствие выбора - к застою. Разнообразие взглядов ни в коей мере не самоценно, оно полезно в той мере, в которой расширяет поле выбора правильного пути. Уважение чужого мнения, право меньшинства свободно отстаивать свои взгляды не должны мешать развитию, не должны приводить к топтанию на месте. Это очевидные всем постулаты. Но как сложно следовать им в жизни! Вспомните, как в 70-е годы через группировку академика Сахарова подбросили ложную идею: поделим СССР на множество мелких государств и заживём, как в Европе! Свою идею сумели навязать обществу, разорвали союз, ныне страдают все. А кто ответил за ложный выбор? Никто.
Ещё пример. В среде русской эмиграции 20-30-х годов прошлого столетия (это тема моих научных интересов); многообразие было абсолютизировано. Взаимная оппозиционность, увлечённость спорами, междоусобицы, бескомпромиссность в отстаивании своего мнения привели к тому, что эмиграция в целом не нашла решения главной проблемы - возвращения на Родину.
В управлении сложными системами - госуниверситет, безусловно, сложен в своей многогранности - на этапе поиска путей развития необходима демократия, учёт всех мнений. После того, как сделан выбор, найденное решение подтверждено в соответствии с демократической процедурой голосованием, после этого начинается иной этап - этап исполнения, на котором действует другая программа, в которой требуется дисциплина и ответственность.
- Почему эти управленческие истины часто дают сбой?
- Абстракция слаба по сравнению с частным интересом. Часто это интересы карьеры. К примеру, во многих фирмах вам расскажут историю о конфликте, возникающем в попытках сместить директора и занять его место. Бывает, это денежные интересы, когда в структуре большого предприятия какой-то руководитель создаёт своё "княжество" или "ханство", начиная работать не в интересах всего предприятия, а в своих корыстных.
В вузах всё осложняется грантовой системой. Если кто-то вкладывает деньги, следует подумать: кому выгодно? Какую цель обслуживают те, кто деньги принимает? Как вас используют? Иногда забывают об осторожности, и увлечённость западной идеологией приводит к увлечённости исключительно западными деньгами (и наоборот).
- По долгу службы Вы, Владимир Алексеевич, часто бываете в других университетах страны, можете сопоставлять. Дайте прогноз - что будет с. СГУ через 20 лет?
- Могу заверить - бренд СГУ в университетах России уважаем. Например, в Ростовском госуниверситете в общедоступной таблице цитируемости учёные СГУ лидируют почти во всех направлениях. Прогноз в нашем быстро меняющемся мире - дело неблагодарное. Если в основу развития будут положены базовые ценности православия, советского периода - всё получится. Вектор развития нам ясен. Скажу так: СГУ через 20 лет будет ярким, лидирующим.
Беседовал Игорь Сухарев
Богатей
16 (346) от 4.05.2006 г.
www.bogatej.ru
Общественники встретились с деканом
2 мая группа представителей Саратовской региональной общественной организации Союз «Гражданское действие» встретилась с деканом исторического факультета СГУ Велиханом Мирзехановым...
Александр Свешников
Новые времена
5 - 11 мая 2006 г., №17(175)
www.nvsaratov.ru
Академическая драма в политике – 2
Еще раз о конфликте в СГУ – не с целью вновь «будоражить общественность» и, как говорят в ректорате, «удивлять повышенным вниманием прессы к вузу», а чтобы подвести промежуточные итоги. Событиям в классическом заведении почти месяц (13 апреля появился печально знаменитый приказ ректора Коссовича об увольнении декана истфака Мерзиханова), и, хотя период жесткого противостояния, по всей видимости, завершен, стороны – ректорат и истфак – продолжают оппонировать друг другу...
Алексей Колобродов
Радио свобода
6 мая 2006 16:00 - 17:00
www.svobodanews.ru
здесь вы можете прослушать программу
Дорога Свободы Время: 16:00 - 17:00
Конфликт в Саратовском государственном университете - трудовой конфликт, политический или академический? Почему то, чем он закончится, повлияет на политику в других высших учебных заведениях? О построении вертикали власти в институтах, об амбициях Вячеслава Володина и о неприятии западных грантов - ведущий научный сотрудник Института всеобщей истории РАН Александр Чудинов, профессора РГГУ Оксана Киянская и Давид Фельдман , а также декан исторического факультета СГУ Велихан Мирзеханов.
Трудовые споры. Как нарушаются права работников в частном секторе и в государственных учреждениях. Региональные репортажи.
Ведущий: Кристина Горелик
Взгляд
4 мая - 10 мая 2006 г.
Традиция крамолы
Кое-что о ректорах и деканах СГУ начала прошлого века.
Противостояние декана истфака Великана Мирзеханова и ректора Коссовича продолжается. Нравится это кому-то или нет, но приходиться признать: традиция гражданской активности, характерная для российских учебных заведений, не мертва и поныне. Мне показалось, что участникам и наблюдателям современных событий не грех задуматься о том, какую из линий этой традиции они собой олицетворяют, какую из «хрестоматийных» ролей играют. Об этом -небольшой экскурс в минувшее.
...В 1909 году состоялось торжественное открытие Саратовского государственного университета. Его первый ректор В.И. Разумовский не назначен твердою рукою, а, как говорили тогда, «такой человек на этом посту - уступка общественному мнению».
Надо сказать, что на протяжении всей своей карьеры Разумовский был личностью, а не функцией, как и вся его семья. В 1931 году, например, ОГПУ «за неблагонадежность» расстреляло его сына Вадима.
Сотрудников ректор пытался перетянуть под крылышко - себе под стать. Например, ботаника А.Я. Гордягина из той же Казани, который пользовался большой популярностью у студентов, а в 1905 году демократически выбран деканом, несмотря на свою молодость. Вот так - Саратов в те годы принимал под свое крыло опальных правдоискателей. Гордиться ли?
Однако концентрация подобных неуправляемых личностей была кое-кому не по душе. И вот, перед самой войной, в 1914 году, Гордягин был, вопреки своему желанию, переведен обратно в Казань. Скандал, связанный с его «переводом», очень похож на сегодняшние события. Студенты и преподаватели взбудоражены, сходки, выступления, отклики прессы - борьба велась долго. На стороне «благочиния» выступали министр просвещения и попечитель Н.К. Кульчитский. Последний организовал в 1909 году нашумевший верноподданический съезд «правых профессоров», который Гордягин и многие другие демонстративно игнорировали. Вот и аукнулось.
В декабре 1912 года министр просвещения Л.А.Кассо провел в ректоры «своего» человека Н.Г.Стадницкого. Назначение имело приставку «врио», поскольку было необходимо обойти процесс выборов, которые не очень законно отложили» на год. Административное руководство Стадницкий совмещал с осведомительством. Кроме того, втайне от коллег он сочинял доклады о предлагаемых мерах во избежание крамолы: дескать, необходимо запретить общество взаимопомощи студентам, кассы поддержки иногородних и даже хоровой кружок. Почему-то сия благая инициатива не вызывала большого восторга у студенчества и большинства преподавателей.
В 1913 году должны были состояться выборы, окончательно утверждавшие Стадницкого на своем посту, однако вот беда: непопулярность «борца за порядок» видна невооруженным глазом. Страсти выплеснулись (как и сегодня) далеко за пределы альма-матер. Проправительственная газета «Волга» занималась пиар-обслуживанием Стадницкого, помещавшего на ее страницах лозунги, неувядшие и поныне: «главное - не служба университету, а служба государю». Борец за стабильность признавался в пылкой любви к «свободной прессе» (на деле – отовсюду гнал), и горько сетовал, что по причине чрезвычайной занятости «не имеет возможности предложить (журналистам) стакан чаю».
Фрондирующий «Саратовский листок» всячески вышучивал подобные эскапады Стадницкого, выражая позицию большинства студентов и сотрудников. Впрочем, преподаватели разделились в этой войне в соотношении пятнадцати человек к десяти - с перевесом в пользу группы либералов, сплотившейся вокруг все того же Разумовского.
Дело тогда кончилось вничью: радетель государя хоть и миновал перевыборы благополучно, но вынужден был уйти с поста спустя несколько месяцев. Интересно, что в этой «войне» откровенно либеральную позицию занял профессор православного богословия А.Ф.Преображенский, хотя как представитель церкви просто обязан был быть слугой режима.
Интересно, что после революции Стадницкий - сей ревностный защитник престола - вполне «перековался», став вдохновенным лектором в саратовской губернской партийной школе, позднее выступал с активной антирелигиозной пропагандой.
А как насчет дальнейшей судьбы тех, кто поддерживал в том знаменитом «бурлении» группу Разумовского? О нем самом и его репрессированном сыне я уже упоминал. Еще один из «разумовцев» - ректор университета с 28 сентября 1918 года В.Д.Зёрнов. 9 сентября 1921 года Зёрнов арестован Саратовской губчека и обвинен «в контрреволюционной пропаганде». Поводом послужила его лекция как физика на тему «Рассеянье энергии и разумные начала в мироздании». Чтобы в разгар чисток, бессудных расстрелов и оскала воинствующего атеизма говорить о «разумных началах», требовалось настоящее мужество. Общественная кампания, развернутая студентами и коллегами по спасению этого смелого человека (плюс ко всему - блестящего ученого), не позволила ленинской мясорубке проглотить еще и эту добычу. Отсидев два месяца, Зёрнов вышел на свободу, но с должности ректора был снят. Позднее переведен в Москву «без права проживания в Саратовской губернии». В 1938 году за четвертое переиздание своего знаменитого «Конспекта лекций по физике» обвинен в «идеализме и преклонении перед Западом». Рискуя свободой, он снова вступил в полемику, и снова судьба его хранила.
Вот, собственно, и весь наш рассказ. А «юношам, обдумывающим житье», а уж тем более тем, кто его давно обдумал и воплотил, предоставляется широкий выбор - на кого равняться и какие «традиции» продолжать.
Олег Широкий
Взгляд
4-10 мая 2006 г.
Нельзя помиловать.
Володин развязал руки университетским силовикам?
На минувшей неделе получили продолжение скандальные события в СГУ. Состоялось внеочередное заседание попечительского совета университета под председательством главного "попечителя" земли саратовской вице-спикера Госдумы Вячеслава Володина.
Совет "попечителей", или "наблюдателей" - новая форма в работе высших учебных заведений. Закон об образовании пока только в проекте, и четких разъяснений, чего от новой формы ждать и как к ней от-1 носиться, нет. Но в этот раз от попечителей, в числе которых, кроме Володина, засветились зампред правительства области Алексей Щербаков, экс-ректор Дмитрий Трубецков, заместитель председателя облдумы Леонид Писной и другие, университетская общественность ждала вполне конкретного - разрешения затянувшегося конфликта между ректором и деканом истфака Великаном Мирзехановым. Тем более что противостояние зависло на очень напряженном моменте - за незаконно уволенного декана вступились студенты и ученые с мировым именем. Но, видимо, роль голубя мира Вячеславу Викторовичу пришлась не по душе.
Как стало известно корреспондентам "Взгляда" от очевидцев происходящего (к сожалению, на заседание совета была допущена только лояльная ректору пресса), Володин предложил администрации СГУ "решать конфликт в правовом поле, силами самого университета" и выразил надежду, что это "Случится как можно скорее". После чего удалился. Таким образом, вице-спикер вполне ясно дал понять, что предоставляет своему протеже Коссовичу абсолютную свободу действий. Теперь устранение последних ростков либерализма в университете можно считать вопросом времени.
Какие методы будут применены для "скорейшего решения" вопроса, хорошо известно тем, кто следит за деятельностью Коссовича на посту ректора. На истфаке полным ходом идут проверки студенческих ведомостей и документооборота. Однако даже с поддержкой Володина Коссович не может абсолютно не обращать внимания на устав университета.. Поэтому разбирательство по фактам, найденным ищейками под предводительством проректора по безопасности Михаила Лямина, скорее всего, будет поручено большому ученому совету СГУ. И уже руками этого "демократического" органа будет довершена недемократическая расправа с опальным деканом. Так это выглядит в теории, однако на практике, согласно уставу СГУ, уволить декана, так же как и назначить его, может только ученый совет факультета. Но когда устав мог остановить Коссовича? Пока за ним стоит господин попечитель, он может позволить себе любую шалость.
Можно предположить, что кульминация этого действа с оглашением компрометирующих фактов и последующее увольнение Мирзеханова по "решению ученого совета" произойдет в период летних каникул, чтобы исключить интерес к происходящему студентов.
Однако наивно было бы предполагать, что с устранением декана истфака в университете воцарится долгожданный мир. Однажды откопав томагавк войны, не так просто его зарыть. Через несколько дней после судьбоносного совета в СГУ началась тотальная травля нелояльных. Не так давно бывший директор института геологии (уволенный Коссовичем три года назад), ныне заведующий кафедрой геофака Алексей Иванов дал откровенное интервью одной из саратовских газет, в котором рассказал о методах работы Коссовича с неугодными сотрудниками. Сейчас администрация проверяет документы за весь период его директорства. Следующий на очереди - заведующий кафедрой оптики и биомедицинских технологий профессор Тучин. Он имел неосторожность выступить в защиту Мирзеханова на попечительском совете.
Не все спокойно и в районных вотчинах СГУ. Почти год идут судебные тяжбы по поводу незаконного снятия с должности Леонида Киселева, более 20 лет проработавшего ректором филиала СГУ - Балашовского педагогического института. Очевидно, господин Коссович решил и там убрать от руководства человека, который не хочет слепо исполнять приказы "сверху". Суд восстановил Киселева в должности доцента, но администрация Коссовича на этом не успокоилась. Был подан встречный иск, в котором экс-ректор БПИ был обвинен в действиях, порочащих деловую репутацию СГУ и его руководства. Как помнит читатель, те же обвинения были выдвинуты при отстранении с должности Велихана Мирзеханова.
Впрочем, удивить кого-нибудь новыми расправами в СГУ уже трудно. Что на самом деле удивляет, так это упорство Володина в дискредитации собственной репутации. Не верится, что все это делается ради поддержки распоясавшегося ректора. Очевидно, Коссовичу отведена эпизодическая роль "кризисного директора", который должен очистить территорию и, сосредоточив на себе весь гнев общественности, тихо уйти в тень, предоставив поле для более достойного и чистого претендента. Но можно ли остаться чистым в грязной игре?
Елена Налимова
Алексей Зернаков
Расклад
16(124) 4 мая - 10 мая 2006 г.
www.rasklad.ru
Косовица
В прошедшую пятницу состоялось заседание Попечительского совета СГУ, на которое представителей нашего издания не пустили. Мы с фотокором под нажимом охраны были выдворены на свежий ветер под невнятные объяснения: мол, мероприятие сугубо внутреннее и не заслоняйте передний проход...
Алина Цодикова, Андрей Старостин
www.rasklad.ru
16(124) 4 мая - 10 мая 2006 г.
Стройка, денежный транзит, вышел новый ... композит?
Редакция "Саратовского расклада" намерена вернуть Леонида Юрьевича Коссовича в лоно конструктивного диалога с общественностью в лице прессы, чтобы разубедить ректора СГУ в предвзятом к нему отношении со стороны СМИ. Поэтому, не беря на себя смелость что-либо утверждать, предлагаем Леониду Юрьевичу ознакомиться с нижеследующими вопросами и возможно ошибочными логическими построениями, а также с изложенной неофициальной информацией, и публично, открыто их прокомментироватоь. Обещаем предоставить для этого необходимую площадь в своем издании в кратчайшие сроки...
Богатей
от 27.04.2006 г.
www.bogatej.ru
Пусть комиссия рассудит
В прошлом номере «Богатея» я рассказал о начале конфликта между ректоратом и руководством исторического факультета СГУ. Сегодня уже можно констатировать, что этот конфликт все так же далек от завершения.
Похоже, конфликт уже зашел слишком далеко и развивается по собственной логике и сценарию, вовлекая в свою орбиту все новых участников, в том числе за пределами университета и даже Саратова. Как сообщил «Богатею» декан исторического факультета Велихан Мирзеханов, в настоящее время на факультете получены десятки писем от ведущих российских и зарубежных ученых-историков с выражением поддержки и солидарности...
Александр Крутов
Расклад
№ 15(123) 27 апреля – 3 мая
www.rasklad.ru
Антиректор
Тема университета продолжает держать в напряжении всех непраздных наблюдателей. Последние факты «случайного» избиения нескольких историков, устная директива ректората в адрес факультетов отречься от опального истфака, массовое запугивание людей...
...давление на них – лишь неполный перечень предпринятых маневров на удержание власти. Что сегодня зреет в остепененных головах ректора и его команды, на какие «академические» санкции дадут отмашку сотрудникам 1-ого отдела эти господа – долго гадать, видимо, не придется. Подло-рассчетливая кампания по уничтожению несогласных с нынешней политикой ректора Коссовича набирает обороты, хотя, казалось бы, самое время действительно остепениться – голосуют «за» уже не все, как и не все продолжают молчать. Сегодня становится очевидным, что началась она задолго до публично случившегося взрыва. И историки далеко не первые…
Алина Цодикова
Главная | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
|